«Труд, равный подвигу.
Работа Северной железной дороги в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Накануне Великой Отечественной войны Северная железная дорога имела протяженность в 1970 км. На востоке она граничила с Горьковской железной дорогой (станция Свеча), на юге – с Ярославской (станция Филино), на западе – с Кировской (станция Тихвин). На севере ее конечным пунктом был Архангельск. Общая площадь обслуживаемого района составляла 888 тыс. кв. км. Это была огромная, богатая лесами территория. Для эффективной работы СЖД было создано пять отделений: - Няндомское (I) обслуживало участок от Архангельска до Вожеги - Вологодское (II) начиналось в Вожеге и заканчивалось в Данилове - Буйское (III) охватывало участки Филино – Данилов – Буй - Николо-Полома и Буй – Паприха - Шарьинское (IV) обслуживало участок между станциями Николо-Полома и Свеча - Бабаевское (V) от станции Вологда II до Тихвина. Все линии СЖД, за исключением участка Данилов – Филино, были однопутными, и технически слабо оснащенными. Их модернизация была одной из главных задач на ближайшие годы. Но грянула война…
С началом войны Северная железная дорога стала связующим звеном между фронтом и тылом, играя важнейшую роль в успешном ведении боевых операций. Существенно изменился объем и характер перевозок. По железной дороге в большом количестве шли военные негабаритные грузы, в том числе – взрывчатые вещества. Отправление на фронт воинских подразделений, эвакуация раненых, перемещение на восток промышленных предприятий и гражданского населения – все это требовало дополнительных технических и людских ресурсов.
С августа 1941 г. Северная железная дорога стала объектом налетов вражеской авиации.
«За последнее время участились налеты вражеской авиации на объекты Северной ж.д., которые почти каждый день сопровождаются бомбардировкой или обстрелом важнейших пунктов дороги, подвергая их разрушению.
…В последние дни тактика вражеской авиации, налетающей для бомбардировки объектов Северной ж.д., такова: утром в период с 7 до 12 часов бросает бомбы на наиболее важные участки дороги и поезда, а когда восстановят путь и средства связи, вечером с 17 до 24 часов налетает и разрушает снова эти объекты. Таким образом парализует движение поездов…»
• Справка о налетах противника и разрушениях на СЖД за период с 29 августа по 24 октября 1941 г. [Октябрь] 1941 г.
С первых дней войны забота о нуждах фронта стала важной частью повседневной работы железнодорожников. Помимо своей основной работы, они участвовали в воскресниках, собирали средства в Фонд обороны страны, подписывались на военные займы, готовили теплые вещи и подарки бойцам и командирам Красной Армии.
«Коллектив Управления Северной железной дороги внес из своих личных сбережений на строительство боевых самолетов 68 540 рублей.
Бухгалтер Кокорева, получая зарплату 400 рублей, внесла 500 рублей. Месячный заработок внесла уборщица Сивова, по 100 рублей – дорожный ревизор по безопасности тов. Тростин и начальник спецчасти тов. Жариков. Тов. Подхомутов, старейший работник службы движения, делая вклад в сумме 300 рублей обратился ко всем работникам службы с призывом – отдать на строительство авиасоединения «Героическому Ленинграду» свои трудовые сбережения»
«Всесоюзный день железнодорожника комсомольцы вагонного депо встречают стахановскими делами...
За второй квартал 1943 года силами комсомольцев и молодежи собрано 106 кг черного и 150 кг цветного металлолома. Большую работу провели комсомольцы по изготовлению инструментов для освобожденных районов. Кроме того, изготовили комплект инструментов для машинно-тракторной станции»
«Ликвидация последствий в результате вражеского налета 28 сентября с/г… протекала в сложных условиях, требующих усилий, четкости и быстроты действий, а главное – внимательности и любовного отношения к делу со стороны медицинских работников…
Медицинские сестры из состава Бабаевского медико-санитарного звена Хромцева, Волоцкая, Зиновьева (после вторичного налета противника пропавшая без вести), Воробьева, Богданова, Купцова, Карташева, Тихомирова, Синельникова, Бугрова, Теляшева, Рубцова, Шилина, Ильина, Шахова, Петрова, Ксенофонтова, Тиханова на перегоне Уйта-Холмище под руководством советских патриоток фельдшера Бабаевской ж.д. поликлинники тов. Изюмовой (впоследствии погибшей от рук фашистских людоедов) и врача госпиталя тов. Московской (впоследствии тяжело раненной), несмотря на все трудности в их работе с исключительной четкостью, преданностью и любовным отношением к делу выполнили возложенные на них задачи.
С таким же отношением к делу проявили себя на ст. В.-Вольск врач Бабаевской ж.д. поликлинники тов. Иванова, медсестра тов. Зайцева на разъезде Тимошкино, фельдшер тов. Карась… замечательно отнеслись к своему долгу сандружинницы, недавно окончившие курсы товарищи Суслова, Невская, Зайцева, Богданова, Орлова…»
• Постановление бюро Вологодского обкома ВКП(б) «О мобилизации городского трудоспособного населения для работы на
После того, как войска противника захватили Донецкий и Подмосковный угольные бассейны, на железных дорогах возникли затруднения с топливом. Паровозы вынужденно перешли на дровяное отопление. Дров требовалось очень много, а рабочих рук не хватало.
В конце 1942 г. лесные тресты Вологодской области получили дополнительную разнарядку на заготовку дров. 28 февраля 1942 г. Вологодские обком ВКП(б) и облисполком приняли постановление «О поставке дров для железных дорог». В большинстве районов области была проведена мобилизация рабочей силы на заготовку и вывозку дров.
Так, Бабаевский район за полтора месяца в начале 1942 г. заготовил 10 тыс. кубометров, вывез 11 тыс. кубометров, погрузил 4,8 тыс. кубометров и разделал 2 тыс. кубометров дров для нужд железной дороги, чем способствовал ускоренной доставке грузов Ленинграду.
• Справка о поставке дров Северной железной дороге трестом «Череповецлес». 26 октября 1942 г. Ф.2522. Оп.3. Д.472. Л.66
«Вологодское управление лесоохраны в 1942 году успешно справилось с выполнением заданий Государственного Комитета Обороны по поставкам дров железным дорогам, выполнив план по заготовке на 134 процента, по вывозке – на 101 процент и отгрузке на 100 процентов»
Чтобы полностью обеспечивать фронт всем необходимым, успешно выполнять государственные задания по перевозкам, железнодорожники искали новые резервы для ускоренного продвижения поездов. Первым на СЖД дровяное отопление паровоза освоил вологжанин В.И. Болонин. И не просто освоил, но и повысил его эффективность. Применяя особые, рациональные методы сжигания дров, и при этом увеличивая вес состава (2000 т при норме 1300), бригада Болонина вела поезда, не останавливаясь для дополнительного набора топлива и воды. Таким образом железнодорожники экономили топливо, повышали скорость движения, неуклонно соблюдали график оборота.
В марте 1943 г. вологодские машинисты успешно провели сквозным рейсом через Вологду на высоких скоростях первый сдвоенный тяжеловесный поезд.
«Машинистам Вологодского паровозного депо товарищам Баженову, Болонину, Тюнину.
Вологодский областной и городской комитеты ВКП(б) поздравляют Вас с первыми успехами вождения тяжеловесных поездов сквозным рейсом через Вологду.
Вы со своими паровозными бригадами, в тесной слаженности с диспетчерами тт. Старшовым и Хреновым, явились инициаторами безостановочного сквозного движения, чем оказываете ценную помощь в деле улучшения работы Северной железной дороги и Вологодского отделения. Вы по-большевистски улучшаете снабжение нашей доблестной Красной Армии и славных защитников города Ленинграда.
Обком и горком ВКП(б) уверены, что Ваши достижения будут закреплены и станут достоянием всех паровозников и диспетчеров Северной дороги».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в условиях военного времени Василию Ивановичу Болонину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
«Бюро обкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о выполнении железнодорожниками Северной железной дороги социалистических обязательств и признало, что коллектив дороги справился с планом по воинским перевозкам, обеспечивает бесперебойное движение поездов, улучшил организацию труда и высвободил 640 рабочих. В результате общественного смотра производственного оборудования отремонтирован 491 станок, изготовлено и отремонтировано около 14 тыс. единиц различного инструмента»
«Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий правительства и военного командования по перевозкам оборонных и народнохозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны большая группа работников Северной железной дороги удостоена правительственных наград…»
Обком и горком ВКП(б) уверены, что Ваши достижения будут закреплены и станут достоянием всех паровозников и диспетчеров Северной дороги.
Награжденные железнодорожники остались запечатленными в серии черно-белых фотопортретов. Выполнил их Петр Алексеевич Мошков - известный в Вологде фотограф, создатель фотокружка при Доме культуры железнодорожников, участник Великой Отечественной войны.
Фотопортреты были оформлены в альбом. Его украсили рисунки и виньетки, выполненные художником А.П. Клочковым. Альбом был передан и долгое время хранился в комитете профсоюза рабочих железнодорожного транспорта СЖД.
В годы Великой Отечественной войны коллективам предприятий Вологодского железнодорожного узла десять раз вручались переходящие Красные Знамена Государственного Комитета обороны и тринадцать раз – знамена Наркомата путей сообщения и Совета профсоюзов. Коллективам Вологодского паровозного депо и Вологодского паровозного отделения СЖД знамя Государственного Комитета обороны было вручено навечно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 г. за заслуги в военные годы локомотивное депо Вологда было награждено орденом Отечественной войны I степени.